Tags

,

Владимир Спасоломский. Кинбурнская Коса.

Владимир Спасоломский (Спас). год неизвестен. Кинбурнская Коса. частная коллекция

СПАС

Владимир Спасоломский.

в поисках архивных материалов мы решили вспомнить еще одного члена семьи Дерябины-Довгань-Спасоломские  – Владимира Спасоломского, или, как он звал себя и все его, Спаса, – первого мужа художницы Татьяны Спасоломской, сестры Виталия Довганя по матери. Владимир Спасоломский (при рождении Дурынин) родился во Владимире 5 августа 1946 года – умер 26 октября 2014 года на Кинбурнской косе. Поводом этой публикации стали новые материалы жизни Спаса и фото его последних работ. Дача Спаса на Кинбурнской Косе – спасибо вам! Спас и Довгань дружили, пировали, ездили с детьми на велосипедах в лес, спорили об искусстве, и опять пировали. Здесь запись Татьяны Спасоломской о Спасе.

“Есть много знакомых, которые лучше знают последние 40 лет его жизни, так как в 1989 году он окончательно перебрался на полуостров на Кинсбургскую косу в чёрном море между Николаевым и Одессой. Это чудное место и в 1977 году я там тоже побывала. Море, мелкие озера, лебеди и душистые  жаркие травяные поля, золотые закаты, розовые рассветы и тёмные звездные ночи. Там и жил как то Вова Спас, по прозванию Шерстяной. То в избушке рыбака, то у друзей художников и много много-много писал картин, которые раздаривал и продавал за еду и выпивку.  Люди его любили, и небылицы его и картины, и доброту.

Почему его знают как Спаса? Да потому что когда мы собрались пожениться, я совсем не хотела менять свою фамилию. Папину . Фамилию моих родных дедов, прадедов, все они были священниками вологодской духовной семинарии и служили верой и правдой в разных приходах. Звучную, красивую, сложную родовую фамилию, по линии рода вологодских священников я очень любила и чувствовала себя Спасоломской. Вот Володя Дурынин и стал Спасоломский Владимир Дмитриевич. В 1972 г мы поженились, и друзья звали его – Спас или Шерстяной… Родился он в августе и был мохнат и пушист, как молодой лев. Познакомились мы в 1968. На Кузнецком мосту на выставке молодых художников. Я уходила, он пришёл, и в гардеробе у меня упал номерок от пальто, он его поднял и куда то исчез, а когда я вышла в зимнюю Москву в пушистой шапке из енота и сапожках аляска, он меня поджидал.

Одет он был как сейчас, модно. Брезентовые грязно белые расклешенные джинсы с дырой, сапоги канадские на босу ногу, и длинное пальто и вязанную, из толстой шести ,чёрную ушанку и рассегнутую у шеи толстовку и тоже без шарфа … И курил сигарету Ява  и пепел сыпался на кудри и пышную бороду! Для меня, студентки 1 курса художественного училища, он был ….ну, просто Сезан. Я уже полюбила импрессионизм и, конечно, сразу влюбилась. Может и он тоже…

Владимир Спасоломский (Спас)

Владимир Спасоломский (Спас). год неизвестен. Кинбурнская Коса. Частная коллекция

Мы долго просто встречались. Он провожал меня за город, где я жила с родителями и совсем забросил учиться. Катя родилась уже в 1973 году. В ту пору мы закончили учиться  – я МХУ памяти 1905 г, театральное отделение. А Володя – суриковский институт ,тоже – почему -то театральное отделение. Хотя был он замечательным живописцем. Его забрали после института в армию, на год, на дальний восток. Я родила Катю в январе, в мае он приезжал нас повидать. Потом он вернулся и стал жить какой- то своей, московской жизнью. А мы с Катей и мамой моей поживали в домике в Заветах Ильича. Он часто пропадал, потом появлялся. Работал в областном художественном фонде города Загорск (Сергеев посад). До сих пор на горе, напротив Лавры, стоит огромный стеклянный ресторан, постройки 60 х годов и там, как в ту пору было модно – огромные панно – резьба из гипса, вырезанные им по собственным эскизам. На всю 50 м стену.

Ах какие это были времена … Какие таланты его окружали и он варился в гуще событий Москвы джазовой и выставок и я конечно с ним, пока учились это был роман как и полагается с поездками, ссорами, ожиданиями и примирениями.

Володя жил сначала на Арбате Старом в мастерской в подвале и работал дворником. Там было уютно красиво и необычно. Огромное кресло, джазовые инструменты,  гости, бесконечные встречи и концерты музыкантов. А потом жили на Подколокольном, конечно, бездумно рады были углу на Подколокольном – целая квартира без горячей воды ванны и газа в центре Москвы, зато мастерская, где и жили большей частью . Володя там должен был вести детскую студию, но как то студия рассосалась, начальник жека – благороднейший старикан – оставил нам ключ . Многие художники так и жили в старых квартирах.

Вот имена художников, с кем Володя учился. Витя Архипов – теперь председатель секции МСХ, известный сценограф Оля Твардовская – много работала в театре Ленком , Володя Арефьев – гл. художник муз. театра Станиславского и театра оперетты, Саша Опарин  – прекрасный сценограф гл худ театра им Пушкина, Витя Горелов, Саша Бардиан – работал и в цирке и в театре и писал картины, Марфа Мухина. Это не все, но основные, кого я помню, с кем он дружил . Особо с Сашей Опариным. И ещё есть скульптор – Серёжа Горяинов. Так вот они рассекали по Москве на модных мотоциклах Ява. Мастерская на переулке Подколокольном так была устроена, что на 1 этаже была дверь во двор, в глубине двора, что прямо на мотоцикле можно было выкатываться до переулка, по пологой горочке и там уже -фррр -фррр -фррррр и они понеслись на Таганку …. А я на трамвае -Аннушка, от улицы Обуха до Сретенки. Тогда трамвай А ходила до Трубной площади … Они неслись по Москве на мотоциклах и бороды развевались на ветру…”

 

 

Advertisement